Халанская Светлана Михайловна.
Родилась 8 апреля 1962 года в селе Афанасово Корочанского района Белгородской области. В 1979 году закончила Афанасовскую среднюю школу и поступила учиться в Харьковский государственный университет им. А.М. Горького.
Родной университет дал мне
хороший, прочный фундамент знаний, научил думать, быть самостоятельной в
принятии решений, отвечать за свои действия. Мне посчастливилось учиться у
профессоров с мировыми именами и известностью: Любич, Бланк, Погорелов,
Тарапов
Во время учебы принимала активное участие в жизни родного
университета: все пять лет работала в профсоюзном бюро родного механико –
математического факультета, принимала активное участие в проведении ежегодных
традиционных Дней ММФ (механико – математического факультета) в университете. Во
время третьего трудового семестра работала в составе ССО «Альфа» (1980г.- боец,
1983г.- командир отряда) Крымского зонального студенческого строительного
отряда. Закончила факультет общественных профессий по специальностям
«организатор профсоюзной работы», «экскурсовод». Занималась парашютным спортом в
аэроклубе г. Харькова. За время учебы в университете награждалась за
активную общественную работу, хорошие успехи в учёбе грамотами профкома,
комитета комсомола ХГУ, значками «Отличник Ленинского Зачета», «Отличник
третьего трудового семестра». Как и многие однокурсники, ежегодно участвовала в
Донорском заборе крови (День Донора). В 1984 году закончила
научно-педагогическое отделение механико-математического факультета Харьковского
госуниверситета по специальности – математик, преподаватель математики.
В августе 1984 года начала свой трудовой путь учителем математики в Афанасовской средней школе. Как и все учителя нашей маленькой школы (около 100 учащихся в то время) активно участвовала в общественной жизни школы: работала с классом, участвовала в концертах, помогала родному колхозу, выступала с лекциями, помогала в работе комсомольской организации школы. С апреля 1985 года стала работать организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы школы. А 26 сентября 1985 года меня избрали секретарём Корочанского райкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодёжью. Учеба актива, смотры, конкурсы, комсомольские собрания, диспуты, организация досуга старшеклассников, рейды, «Зарницы», «Старты надежд», военно- спортивные лагерные сборы и многое, многое другое, чем занимался тогда комсомол. Работы было очень много, но работать было интересно. Я считаю, что образовавшаяся после «распада» комсомола брешь не заполнится больше уже никогда, как бы кто не старался, и сколько бы мы не придумывали разных структур, ведь не возродятся, как ни старайся, самые светлые человеческие принципы: бескорыстие, преданность делу, самоотдача, честность, верность идеалам комсомола. За активную работу в комсомоле награждена знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле».
С декабря 1989 года начала
работать в нашей Погореловской средней школе, учителем математики (а с 1991
года- информатики) и заместителем директора школы по воспитательной работе.
Начиналась эра информатизации. Мои первые ученики получили возможность общения с
компьютером, научились программировать, составлять контролирующие программы по
информатике и другим предметам. В профессиональной деятельности выпускников
Максименко (Жуковой) Натальи, Курганской Светланы, Солдатова
Алексея компьютер – главный инструмент (учителя информатики и
инженер-программист). И многие сегодняшние выпускники идут по их стопам. А в наш
век перехода к информационному обществу и вовсе не обойтись без компьютера! Это
хорошо понимают наши ученики и стремятся как можно лучше овладеть навыками
работы на компьютере уже сейчас- в школьные годы. О том как работает кабинет
информатики во внеурочное время можно прочитать здесь.
Моя тема по самообразованию -
«Использование информационных и коммуникационных технологий при изучении
информатики, других предметов, во внеклассной работе». Накопленный мною опыт работы по этой
теме обобщался в районе, на базе кабинета информатики нашей школы неоднократно
проводились семинары учителей информатики, английского языка, русского языка и
литературы, начальных классов, завучей, директоров Корочанского
района. С конспектами следующих интегрированных уроков можно при желании
ознакомиться в
этом документе:
1. Информатика-математика «Рисование симметричных
фигур в графическом редакторе Paint»
и «Симметрия
относительно прямой»
Я – счастливый человек, потому что меня понимает и поддерживает в моей работе моя семья: муж и дочь, потому что работа на компьютере- это одно из моих увлечений, потому что и своим племянникам я привила любовь к компьютеру, и компьютер стал частью и их жизни, потому что наш 7 «в» класс – самый дружный в школе, потому что в нём хорошо и уютно (как сейчас говорят, комфортно) каждому. А ещё я люблю активный отдых: много плавать, загорать, путешествовать, петь песни, общаться с друзьями, читать хорошие книги (мои любимые авторы: Вересаев, Булгаков, Богомолов, Семёнов, Кристи, Дашкова, Маринина), стихи (самые любимые – стихи Щипачева, Ваншенкина, Гамзатова, Ахматовой). Как и большинство женщин, люблю готовить, особенно выпечку и десерт.
Жизнь продолжается, и хочется быть оптимистом, чтобы верить, что всё лучшее – впереди.
Это может быть кому –то полезным:
Внеклассная работа по информатике
Вся внеурочная работа с компьютером проходит в рамках деятельности Малой Академии Компьютерных Искусств. Организует и руководит этой работой учитель основ информатики и вычислительной техники Халанская Светлана Михайловна.
В самом деле, как мы убедились на собственном опыте, информатика- наука в той же степени творческая, сколь и традиционно техническая. Это настоящее искусство- умение общаться с компьютером, изучать и в полной мере пользоваться его широчайшими возможностями в изучении других предметов, явлений, погружаться в его загадочный и интересный мир. Сейчас на первый план в нашем развитии выходит умение работать с компьютером и его приложениями. Но в условиях, когда урокам ОИВТ отводится 1 час в неделю с 7-го по 11 класс (за исключением 10 класса-2часа в неделю), это малоосуществимо. Поэтому первой задачей кружковых, факультативных и других дополнительных занятий становится отработка знаний, умений и навыков, полученных на уроках информатики. Практически это означает, что на этих занятиях учащиеся 8-11-х классов пишут и отлаживают программы решения задач, стационарных и движущихся графических объектов (компьютерная графика), составляют контролирующие и тестовые программы.
Немаловажной задачей стала для наших старшеклассников разработка компьютерных дидактических и наглядных пособий, слайд- фильмов для уроков ОИВТ. Выпускники школы 2002 года, сделали подарок своим младшим товарищам: в течение этого учебного года ими собран и оформлен в виде исследовательских работ и презентаций большой материал по теме «История возникновения, применение и перспективы развития вычислительной техники в организациях и предприятиях Корочанского района». На прошедшей на весенних каникулах районной научно-практической конференции «Зажги свою звезду или стань звездой сам» по направлению «информатика» все три первые места заняли исследовательские работы бывших одиннадцатиклассников, которые блестяще защитили свои работы, продемонстрировав при этом профессиональные навыки работы с компьютером, локальной сетью и приложением POWER POINT. Это Ткачева Наташа (налоговая инспекция), Жданова Лена (районный отдел внутренних дел), Гурциева Марина (Районная центральная больница). По мнению членов жюри эти работы могут служить не только хорошим учебным пособием, но и могут помочь проводить профориентационную работу среди старшеклассников.
А ещё – это начало большой творческой работы, которую предстоит продолжить нашим младшим товарищам по созданию школьного компьютерного музея вычислительной техники. В рамках этой работы в конце прошлого учебного года восьмиклассники получили летнее творческое задание- провести поиск и собрать материал по теме «Наши выпускники работают на компьютерах». На факультативных занятиях в этом учебном году отлично оформили собранный материал Шубная Настя, Фурманова Таня, Литвиненко Юля.
Стало традицией проводить среди 7-ми, 8-ми классников конкурс сочинений-размышлений «Роль информатики в жизни современного общества». Особенно удачными и трогательными они получились у Курганской Лены, Масленниковой Наташи, Новиковой Оксаны, Антоненко Снежаны, Баклановой Оксаны и других.
После того как мы получили углубленные навыки работы с текстовым процессором WORD, мы стали выпускать компьютерные мини-газеты, делать оформительские работы для выставок, конференций, семинаров. В прошлом учебном году члены школьной компьютерной академии активно участвовали в проведении двух районных семинаров-завучей и директоров, где рассказали о большой работе кабинета информатики по освоению новых информационных технологий, познакомили гостей с новыми дисками и программами, созданными нашими руками.
Особо хотелось бы рассказать о девочках и мальчиках из 5 «В» класса- они в этом году начали изучать ОИВТ. С помощью своего классного руководителя они создали компьютерную летопись своих классных дел, слайд-фильм «Моя любимая игрушка», выпускают каждую четверть классную компьютерную мини-газету и делают большие успехи в изучении компьютера. То ли ещё будет, ведь у них впереди ещё 6 школьных лет!
Очень
важное место во внеурочной деятельности является подготовка лучших
учащихся к районным олимпиадам. На протяжении многих лет мы занимаем призовые
места по информатике в этих ежегодных состязаниях умов. И в этом году
десятиклассница Мелешкова Юля уверенно победила, а выпускница Спирина
Елена заняла 2 место среди учащихся 11-х классов. Но нам ещё нужно много
заниматься и набираться опыта, чтобы достойно выступать на областных олимпиадах.
Это только основные направления внеурочной работы по информатике, но нельзя объять необъятное. Жизнь в кабинете информатики затихает только вечером: консультации, зачёты, кружки, игры, знакомство с новыми дисками, работа с электронными энциклопедиями- так и должно быть, если мы хотим идти в ногу с бурно развивающимся миром.
Достижения
учеников и учащихся Погореловской средней
школы по информатике
I.Районные олимпиады по
информатике:
год |
Фамилия, имя |
класс |
место |
1992 |
Глумова Тамара |
11 класс |
1 |
1993 |
Солдатов Алексей |
11 класс |
1 |
1994 |
Решетников Вадим |
10 класс |
2 |
|
Базанов Владимир |
11 класс |
2 |
1999 |
Савченко Валентина |
10 класс |
3 |
|
Старосельцев Сергей |
11 класс |
4 |
2000 |
|
|
|
|
Шевцова Ирина |
11 класс |
2 |
2001 |
Мелешкова Юлия |
10 класс |
1 |
|
Спирина Елена |
11 класс |
2 |
2002/2003 |
Мелешкова Юлия |
11 класс |
2
|
2003/2004
|
Грищенко Екатерина Решетников Вячеслав |
11 класс
10 класс |
3
1
|
2005/2006 |
Афанаськов |
10 класс |
1 2 |
2006/2007 |
Афанаськов |
10 класс |
3 9-10 (5-6) областная олимпиада |
2007/2008 |
Гизатов Ришат Афанаськов Александр |
10 класс 11 класс |
1 2 |
II.Конкурсы юных программистов:
1999/2000 уч. год- конкурс контролирующих программ, посвящённых 55-летию Победы:
· Малахова Елена, 11 класс, к/п «Великая Отечественная война в жизни российского народа» 2 место
· Алексеенко Сергей, 11 класс, к/п «Белгородская область в Великой Отечественной войне» 3 место
2001/2002 уч.год-областной конкурс «Юный программист» на лучшую компьютерную программу обучающего или досугового характера:
· Мелешкова Юлия, 10 класс, к/п «Голливуд»
·
Спирина Елена, 11 класс, к/п
«Византия»
·
Полозков Алексей, 11 класс, к/п
«Физика»
III.Конкурсы рефератов:
1999/2000 уч.год- районный
конкурс рефератов по теме
«Что такое Интернет?»:
· Ткачева Наташа
· Мардугаллямов Руслан
IV. Учительские конкурсы
· Презентация творческих идей (августовские секции 2001 год) – I место
·
Тематическое поурочное
планирование ( 7 класс)-
августовские секции 2002 год
-
I место
·
Смотр – конкурс кабинетов
информатики 2001/2002 уч. г.
-
I место
·
Областной конкурс сайтов
муниципальных общеобразовательных учреждений (Интернет-центр), декабрь
2002 года-
лауреаты (памятные призы Интернет-центра)
·
Районный конкурс программ работы
с одаренными детьми, 28 апреля 2003 года
V. РАЙОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
УЧАЩИХСЯ
(2001\2002 УЧ.ГОД)
1 МЕСТО- Ткачева Наташа (11 класс)
2 место- Жданова Лена (11 класс)
3 место- Гурциева Марина (11 класс)
РАЙОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
(2002\2003
УЧ.ГОД)
3
место- Решетникова Светлана,
Шабельникова Наташа (9Б класс)
Интегрированные уроки:
Тема урока:
«Рисование симметричных фигур в графическом редакторе Paint»
и «Симметрия относительно прямой»
О симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожки.
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой - творение мороза!
Цели урока:
� Продолжение знакомства со средой графического редактора Paint;
� Изучение операций выделения, копирования, поворота/ отражения, перемещения;
� Изучение преобразования фигур на основе симметрии относительно прямой;
� Развитие навыков построения точек и фигур, симметрично относительно данной прямой с помощью чертёжных инструментов в тетради и в среде графического редактора Paint;
� Развитие наблюдательности, расширение кругозора и познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей.
Тип урока: комбинированный с применением новых
информационных
технологий
Оборудование: Компьютерный класс, плакаты «Симметрия
относительно
прямой», плакат – таблица по преобразованиям для
образца
домашнего задания, , переносная доска в клетку.
ХОД УРОКА:
I Этап: Проверка домашнего задания.
1.Вопросы по математике:
- Какие прямые называются параллельными?
- Каково взаимное расположение прямых на плоскости?
- Какие прямые называются перпендикулярными?
- Какой чертежный инструмент нужен для построения
перпендикулярных прямых и как его используют для построения
этих прямых?
- Какое преобразование фигур называется центральной симметрией?
Чем задается центральная симметрия? Как построить точки, фигуры,
Симметричные относительно данной точки?
- Какие геометрические фигуры имеют центр симметрии и где он
находится?
2.Вопросы по информатике:
- Для чего предназначен графический редактор PAINT?
- Для чего служит панель инструментов?
- Как выбрать тот или иной инструмент?
- Как нарисовать овал (круг), прямоугольник (квадрат)?
- В сколько приемов рисуется кривая линия?
II Этап: Изучение нового материала.
Учитель. Мы уже говорили о понятии симметрии. Слово «симметрия» греческого происхождения и буквально означает «соразмерность». Опыт применения симметрии в строительстве и искусстве привел к созданию учения о симметрии. О ней писал в своем трактате «Об архитектуре» римский инженер ВИТРУВИЙ (I век), ее изучали и применяли архитекторы и художники эпохи Возрождения. В геометрию элементы о симметрии ввел французский математик А.М.ЛЕЖАНДР (1752-1833 гг.).
Для изучения нового понятия и нового преобразования фигур представляется таблица 1. С помощью этой таблицы вводятся понятия точки и фигуры, симметричных относительно некоторой прямой, называемой осью симметрии.
Вопросы:
- Что можно сказать о взаимном расположении симметричных точек?
- Как построить точку, симметричную данной относительно прямой?
- Как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой?
Коллективная работа ( на доске и в тетради)
Задание1. Постройте точку, отрезок, фигуру, симметричные данным относительно некоторой прямой m.
(Учащиеся, работающие у доски, комментируют выполнение данного построения)
Вопросы:
- Чем задается осевая симметрия?
- Что необходимо иметь, чтобы выполнить задание:
построить фигуру, симметричную данной?
Учитель. Последний вопрос неполный, так как неясно, относительно чего выполняется симметрия: относительно точки или относительно прямой. Значит, для выполнения осевой симметрии необходимо знать ось симметрии.
Задание 2. Постройте в координатной плоскости точки по их координатам: А (0;8), В(-3;3), С(-9;2), D(-5;-3), Е(-6;-9), К(0;-7). Соедините последовательно эти точки и постройте фигуру, симметричную данной относительно оси Оу.
(Один ученик выполняет задание на плакате или на переносной доске.)
В результате выполнения задания получена фигура, изображенная на рис. 2.
Вопрос:
- Что вы можете сказать о полученной фигуре?
Учитель. Полученная фигура является самосимметричной . И таких фигур немало. Как и многие другие понятия в математике, понятие симметрии фигур появилось в результате наблюдений над объектами окружающего мира.
4.Изучение нового материала по информатики:
Учитель. А сейчас мы научимся строить симметричные фигуры на экране графического редактора PAINT
Задание учащимся:
1.Демонстрируется картинка галстук-бабочка, разбираем, что он состоит из 2х симметричных треугольников. Нарисуем галстук в среде PAINT.
2..Вклюяить ЭВМ.
3. Открыть известным способом графический редактор PAINT.
3а. Попробуйте нарисовать галстук-бабочку?
(Проблема при простом рисовании: половинки разного размера.)
Я леплю из пластилина……….
4.На палитре выбрать красный цвет, на панели инструментов – прямую линию.
5.С помощью прямых линий построить половинку картинки.
6.Чтобы получить вторую половинку картинки, симметричную первой относительно прямой а, надо:
а) выбрать на ПИ инструменты «Выделение» или «Выделение произвольной области»
( инструмент «Выделение» методом протягивания выделяет в качестве объекта прямоугольный фрагмент рисунка.
Инструмент «Выделение произвольной области» выделяет фрагмент произвольной формы, как при свободном рисовании)
б) Выполнить команду «Правка» - «Копировать»
( либо щелчок правой кнопкой «мыши» по выделенному рисунку, далее «Копировать»)
в)Переместить курсор правее рисунка и выполнить команду «Правка» - «Вставить»
г)Для полученной копии выполнить команду «Рисунок» - «Повернуть/ отразить» - «Справа налево».
д)Перетащить полученный рисунок на место вот так
7.В окне под ПИ можно выбрать режим совмещения объектов. Он определяет поведение фонового цвета объекта: в одном случае фон сохраняется, в другом рассматривается как прозрачный. Нам нужно выбрать «Прозрачный».
5.Задание учащимся на закрепление:
Снежинка – симметричная фигура. Постройте на экране половинку снежинки и с помощью операций выделения, копирования, перемещения и отражения достройте ее до целой снежинки. Изобразите снегопад и сугробы из снежинок.
(Учащиеся выполняют задание с помощью учителя; учитель комментирует выполнение задания)
6.Учащиеся делают сообщение «Симметрия в архитектуре, технике, быту, практической деятельности человека».
(Сообщение сопровождается демонстрацией соответствующих фрагментов
CD-R дисков:
1. «От плуга до лазера»
2. «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»)
III Этап: Закрепление материала.
Учитель математики. В продолжение беседы хочу сказать, что живые существа тоже обладают свойством симметричности, т.к. оно помогает им выжить, сохранить себе жизнь, и, естественно любое ее нарушение ведет к гибели. Можете ли вы себе представить жука с разными по размеру крыльями, смог бы он взлететь?
Учитель информатики. Давайте изобразим на экране компьютера бабочку, ее тельце тоже симметрично, относительно некоторой прямой (демонстрируется рисунок)
Учитель математики задает вопросы.
- Мы говорили о том, что любое живое существо имеет ось симметрии. А какие геометрические фигуры имеют ось симметрии? Как они расположены?
- Сколько и какие оси симметрии имеет квадрат? прямоугольник? окружность?
- Каким свойством обладают фигуры, симметричные относительно прямой?
- Как построить фигуру, симметричную данной относительно некоторой прямой?
( На последний вопрос отвечают с точки зрения математики и информатики)
Задание. Посмотрите внимательно на таблицу – плакат и ответьте на вопрос: для всех ли фигур правильно выполнено преобразование симметрии относительно прямой? ( приложение)
IY Этап: Итог урока:
Таким образом, сегодня мы познакомились с новым преобразованием фигур, которое вошло в математику в результате наблюдения человека за окружающим миром. И мы научились различать и строить симметричные фигуры в тетради с помощью чертежных инструментов, а также в среде графического редактора PAINT с помощью виртуальных инструментов и операций.
( При подведении итогов урока оценивается работа учащихся).
Y Этап: Домашнее задание:
информатика: 1)повторить по конспекту основные операции,
необходимые для выполнения симметричных объектов;
2)Подготовить в тетради рисунок содержащий
симметричные фигуры.
математика: п. 47, с106-109 вв.16-20; сделать плакат построения фигур,
симметричных данным.
Тема урока: |
Проведение вычислительного эксперимента для физического процесса: движение тела брошенного горизонтально. |
Цели урока- физика: |
-продолжить формирование представлений о механическом
движении средствами его описания (вид движения, траектория) на основе
координатного метода; |
Информатика: |
Закрепить у учащихся понятие «вычислительный эксперимент» на примере программы для Эвм, моделирующей физический процесс: движение тела, брошенное горизонтально; Закрепить знания и умения учащихся по разработке математической модели (ММ) задачи, циклического алгоритма, обращения к вспомогательному алгоритму; Отработать навыки составления программы на языке QBASIC. |
|
|
ХОД УРОКА: | |
I ЭТАП- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ |
|
II ЭТАП-ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. |
|
А)Повторение по темам «Графика в QBASIC» и «Вспомогательный алгоритм и подпрограмма» |
ФОРМА: Диктант с самопроверкой результатов (два варианта) (Ответы для самопроверки находятся на доске, открываются после написания диктанта, выставляется оценка, ответы обсуждаются.) |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Оператор выхода в графический режим. 2. Минимальный элемент графического экрана. 3. Стандартная запись оператора, изображающего отрезок прямой, ограниченной точками (х1,у1) и (х2,у2) 4. С помощью графического оператора, изображающего линию, изобразите в центре экрана размером 320*200 ось ОХ 5. Стандартная запись оператора выхода из подпрограммы. |
1.Изобразить направление осей системы координат на графическом экране. 2. Стандартная запись оператора, изображающего на экране точку с координатами х,у. 3.Стандартная запись оператора, изображающего на экране окружность радиуса R с центром в точке с координатами (х,у). 4. С помощью графического оператора, изображающего линию, изобразите в центре экрана размером 320*200 ось ОУ. 5. Стандартная запись оператора входа в подпрограмму. |
Б) Устный опрос по вводной лекции предыдущего урока «Вычислительный эксперимент»: 1.Какие виды экспериментов применяются в исследованиях? |
Лабораторный, натурный, вычислительный |
2. В чем суть лабораторного и натурного экспериментов? |
«Энциклопедический словарь по информатике», стр. 31 |
3. Недостатки вышеназванных экспериментов. |
1) требуют много времени; 2) для каждого нового изделия надо создавать новое контрольно-измерительное оборудование; 3) требуют больших финансовых и материальных затрат для образцов изделий, часто из дорогостоящих материалов. |
4. В чём суть вычислительного эксперимента? |
Все необходимые исследования проводятся на математической модели объекта. |
5. Что понимают под математической моделью объекта? |
|
6. Приведите примеры математических моделей. |
|
7. В каких случаях проводится вычислительный эксперимент? |
Когда невозможно проведение других видов эксперимента (изучение последствий ядерного взрыва, экологические катастрофы). |
В).Физика: |
|
-Повторение формулы равноускоренного движения. |
|
-Чему равно ускорение свободного падения? |
|
-Какое движение называется свободным? -Как определить координаты тела при движении его под действием силы тяжести в случаях: |
|
1) |
2) |
-Решите задачу: |
Учитывая расположение тел и их начальные скорости, определите: 1)когда первое тело встретится с третьим; 2)когда и где первое тело встретится со вторым?
|
III ЭТАП: Изучение темы: Проведение компьютерного эксперимента, моделирующего физический процесс «Движение тела, брошенного горизонтально»
| |
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ: Для проведения ВЭ, моделирующего физический процесс рассмотрим конкретную задачу движения тела, брошенного горизонтально. Работающая программа решения этой задачи, которую мы на этом уроке составим, будет строить на экране компьютера траекторию движения тела до земли при заданных значениях исходных данных, ВЭ позволит установить, при каких именно значениях исходных данных тело, брошенное горизонтально, попадёт в цель, указанную условием задачи.
| |
ЗАДАЧА: С балкона третьего этажа, находящегося на высоте Y горизонтально в сторону первого подъезда, отстоящего от третьего подъезда на расстояние Х, бросили мяч с начальной скоростью v. Построив траекторию движения мяча до земли, выяснить, попадёт ли он в лужу у первого подъезда?
| |
Задание учащимся: |
Назовите все этапы решения этой задачи на ЭВМ.
|
ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ: 1) Какие знания потребуются в ходе решения этой задачи? |
1) Формализация постановки этой задачи потребует знания
школьного курса физики; |
РЕШЕНИЕ: 1) Математическая постановка задачи: Надо: Z,H-текущие координаты положения тела Связь: Z=X-vt; H=Y-9,8t2/2, где t принадлежит отрезку [0;50] с шагом 0,1
| |
2) ?: Как на координатной плоскости изобразить заданный процесс?
|
Этот рисунок иллюстрирует заданный процесс: |
3) Составляем графическую схему алгоритма решения задачи с использованием вспомогательного алгоритма. (приложение 1)
| |
4) Разрабатываем программу с использованием подпрограммы
5) Вводим составленную программу в среде QBASIC в память ЭВМ.( в случае цейтнота времени учащимся сообщается, что готовую программу можно загрузить по локальной сети учительского комп. №10: C/ QBASIC/EXPER.BAS) | |
6) Редактирование программы
8) Тестирование и отладка
9) Вывод: при каких исходных данных достигается результат?
| |
IV ЭТАП: Подведение итогов урока. | |
УЧИТЕЛЬ физики обобщает выводы учащихся о проведении компьютерного эксперимента для данной конкретной задачи. Проводим аналогию для всех физических процессов. Даётся анализ работы учащихся на уроке, выставляются оценки по физике и информатике.
| |
V ЭТАП: Домашнее задание. Подготовить проведение ВЭ для следующей задачи: Мальчик бросил яблоко под углом к горизонту а с начальной скоростью v0. Определить, какое расстояние пролетело яблоко. 1) Записать в тетрадь программу ВЭ, подготовить таблицу для проведения ВЭ; 2) Один из учащихся готовит доклад по теме: «Вычислительный эксперимент в экологических процессах». |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
Тема урока по ОИВТ:операции записи,считывания на диск, распечатка на принтер при
работе с
готовыми
По
истории:Корочанский район в годы
Великой
Отечественной войны.
Цели урока:
- закрепление навыков работы с готовой программой , записи информации на диск , распечатки на принтере;
- закрепление овладения учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий;
- (воспитательная) развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся , привитие любви к славному историческому прошлому малой Родины - Корочанщины , приобщение к великому подвигу русского народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Тип урока: урок - экспедиция
Оборудование урока:
1. КУВТ "Русич" , IBM PS-AT и программное обеспечение в среде WINDOWS 3.11 графический редактор PAINTBRUCH , текстовый редактор WRITE ;
2.стенды "герб Корочи" , "Короча в Великой Отечественной войне" ;
3.выставка поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной войны к 55-летию Победы , выполненных на ЭВМ;
4. маршуртная карта урока-экспедиции;
5.маршрутные листы каждого участника.
Эпиграф:
Надо знать прошлое ,
чтобы понимать настоящее
и предвидеть будущее.
В.Г.БЕЛИНСКИЙ
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент
2. Вступление
Учитель ОИВТ: Сегодня мы проводим интегрированный урок информатики с историей. История человечества насчитывает многие миллионы лет, а информатика - еще очень молодая наука , ей не исполнилось и полвека. Для науки это младенческий возраст, поэтому еще не настало время написания полных , фундаментальных курсов , излагающих ее законы и методы. Я надеюсь , что , может быть , кому нибудь из вас в скором будущем выпадет честь участвовать в ее бурном развитии.
Развитие информатики всегда было тесно связано с историей , ибо с информацией люди оперировали уже задолго до появления компьютеров. Начиная с древнего абака , дожившего до наших дней в виде конторских счетов , механических устройств типа арифмометров до современных компьютеров , обрабатывающих колоссальные обьемы информации.
Учитель истории: И сегодня с помощью современного класса ОИВТ , с помощью современных компьютерных технологий мы совершим экспедицию из настоящего в прошлое , в годы военного лихолетья нашей Родины , в годину страшных испытаний , выпавших на долю наших предкой ; отцов и матерей , бабушек и дедушек.
Великий русский критик В.Г.Белинский справедливо заметил , что "надо знать прошлое ,
чтобы понимать
настоящее и предвидеть будущее"
Иногда кажется , что о Великой Отечественной войне уже все сказано. Написаны все книги , все стихи , все песни. Опубликованы , все важные документы. Не верте тому , кто скажет , что все поросло быльем и боль прошла. Новые испытания не разлучают , а лишь крепче роднят нас с теми , кто пережил ту войну и с теми , кто остался там , на войне.
Итак , пройдя сегодня маршрутами экспедиции "Дорогами войнв" , мы изучим еще одну страничку истории родного края , и это будет еще один шаг к познанию своей Отчизны , ибо Родина начинается от твоего порога.
Учительница информатики: Посмотрите на карту маршрута нашей экспедиции , вот ее основные этапы
( демонстрируется карта маршрута - вывешивается на доске)
Сейчас мы находимся на старте экспедиции.Потом мы попадем на этап "По дорогам огненных лет", где заслушаем ваши сообщения на тему "Корочанский район в годы Великой Отечественной войны".
Следующий этап "Компьютерный дизайн". Здесь мы рассмотрим сделанные вами эскизы открыток , посвященных 55-летию Победы , выберем лучшие из них и распечатаем на принтере .
А на этапе "Поздравление ветерану " оценим тексты этих поздравлений , набранные в текстовом редакторе WRITE , впишем в них имена ветеранов Великой Отечественной войны жителей с. Погореловки и распечатаем на принтере .
Готовые открытки вручим вместе с сувенирами ветеранам на митинге 9 мая.
А на заключительном этапе "Тропе испытаний" каждый из вас проверит свои знания по теме "Корочанский район в годы войны" с помощью контрольного теста на ЭВМ.
А на финише мы подведем итоги урока. У каждого из вас есть мини-карта экспедиции с указанными этапами. За каждый этап можно получить оценку - только "отлично" или "хорошо" ("отлично" - красная звездочка , "хорошо"- зеленая ) Полученный знак прикрепляется к соответствующему этапу. На финише маршрута подсчитаете свои звездочки и сами выведите результирующую оценку. Отсутствие звездочек на том или ином этапе должно вас насторожить - это значит вы плохо усвоили тему . Карты маршрутов останутся у вас поэтому вы всегда будете помнить о плохо усвоенных темах и сможете самостоятельно или спомощью учителя улучшить свои знания.
2. КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ЭТАП: "По дорогам огненых лет"
Заслушиваются сообщения учащихся на темы:
1."Великая Отечественная война"
1а. Опрос учителя по основным этапам ВОВ
2. "Оккупация"
3."Освобождение"
4."Курская дуга"
5. "Герои-корочане"
6."Когда бьют пушки , музы не молчат"
3.РАБОТА В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ PAINTBRUCH .
ЭТАП: "Компьютерный дизайн"
- загрузка файла своего эскиза откурытки .
- вывод файла на экран
- распечатка на принтере (эскизы подготовлены зараннее)
4.РАБОТА В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ WRITE
ЭТАП: "Поздраление ветерану"
-загрузка текстового редактора WRITE
-загрузка файла своего текста поздравления
-вывод файла на экран
-распечатка на принтере
-формирование открытки(тексты подготовлены зараннее)
Лучшие открытки демонстрируются и зачитываются.
Волросы к учащимся:
-кого из ветеранов , проживающих в с. Погореловка вы знаете
-Что вы занете об их ратном подвиге ?
5. РАБОТА С КОНТРОЛИРУЮЩИМИПРОГРАММАМИ W5511.bas (автор Малахова Елена ) и WOINA 11.bas (автор Алексеенко Сергей)
ЭТАП: Тропа испытаний
Учитель информатики: Люди всегда стремились облегчить свой труд. Они придумывали различные приспособления , механизмы и машины , увеличивающие различные физические возможности человека. Нолиш очень немногие механизмы помогали человеку выполнять умственную работу . С этим мирились тысячи лет , пока люди имели дело с жалкими ручейками информации. Легко перешагнуть через ручей. Но чтобы переплыть океан , нужны корабли и навигационные карты , нужна наука о кораблях и короблевождении. Информатика это наука о навигации в океанен информации , а компьютеры - это океанские лайнеры , покоряющие информационные просторы .
Выпускниками нашей школы Алексеенко Сергеем и Малаховой Еленой были созданы компьютерные контролирующие программы по темам "Корочанский район в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и "Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." и сейчас мы проверим ваши знания по эти темам на ЭВМ.
- повторение полных адресов программ
- повторение пути доступа к указанным файлам
QBASIC -
загрузочный файл qbasic.exe -
в меню FILE ( щелчок "мышью")-
OPEN ( открыть каталог в QBASIC )-
WOINA 11.bas либо W5511.bas - ok (загрузка программы)
- критерии оценки :
1. за работу с ЭВМ
2.за знание материала (выставит ЭВМ)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- подсчитать количество звездочек красного и зеленного цвета , сообщить учителю об оценке
- учитель выставляет окончательную оценку по истории и информатике
-в качестве дополнительного задания предлагается распечатать и вручить открытки ветеранам на митинге 9 мая.
7.ОКОНЧАНИЕ
Я знаю , никакой моей вины в том ,
что другие не пришли с войны ,
В том , что они - кто старше , кто моложе
Остались там - и не о том же речь ,
Что я их мог , но не сумел сберечь ,
Речь не о том , но все же , все же . все же ....
Пройдут годы , десятелетия , уйдут из жизни свидетели огненных лет , но не зарастет тропа к обелискам Вечной Памяти и Скорби.
Пока жив народ , будет жить и светлая память о тех , кто сложил за него голову , защищая Отечество , свою малую Родину.